РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением признают, что их ребенок не выговаривает звуки родного языка.

В чем причина этого явления.

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

Что является причинами задержки речевого развития и увеличения различных речевых нарушений?

  • ухудшение экологической обстановки;
  • недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
  • увеличение числа патологий беременности.

Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода;

  • увеличение количества родовых травм; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление, внутричерепные кровоизлияния;
  • ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др.;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины и неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей);
  • наследственные заболевания.

Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить.

Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов, зубного ряда.

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.

Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.

Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:

1) слабости нижней челюсти и, как следствие этого, повышенное слюнотечение;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков.

3) неразвитость, вялость верхней губы.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалии), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями – это расщелины нёба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носальным оттенком.

При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы.

Негативное воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение и компьютер если они заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач или при пользовании компьютером занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную) – он молчит. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры и взаимодействие с различными гаджетами также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Научно доказано, что избыточное использование компьютера детьми ведет к слабоумию и речевой пассивности.

Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое общение с ребенком. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Это, конечно же, неполный список возможных причин, вызывающих проблемы речевого развития. Если у матери был токсикоз во время беременности, это не значит, что у ребёнка обязательно будет страдать речь. В историях болезни детей с серьёзными речевыми проблемами обычно фигурируют одновременно несколько вредоносных факторов.

Какие меры профилактики можно рекомендовать в данных случаях?

Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга.

Обязательно нужно своевременно консультироваться и при показаниях проводить курсы лечения у специалистов – лора, ортодонта, невропатолога, психиатра. Очень важна ранняя диагностика и выявление причин и факторов оказавших влияние на задержку речевого развития и нарушения произношения звуков в норме.

Логопедические воздействия (артикуляционная гимнастика; постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и зрительного внимания; фонематического слуха, совершенствование пальцевой моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и эффективны, если они систематически проводяться в детском саду и закрепляются дома.

Залиште коментар