Роль совместной изобразительной деятельности, конструирования, ручного труда в развитии общения

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд представляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребёнок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнёра.

 

Занятия по ИЗО создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждает эстетические чувства, и создают условия для обмена этими переживаниями. Присутствие сверстников  и возможность переговорить с ними – уже условие развития диалогического общения, но не как взаимодействие при создании общего продукта, а как совместного переживания, сопереживания в общей творческой атмосфере.

Не смотря на то, что изобразительная деятельность – это деятельность, прежде всего индивидуальная, в которой дети выражают своё отношение, своё собственное миропонимание.

Изобразительная деятельность может быть совместной, когда дети создают общий продукт и взаимодействуют в процессе его создания: общее панно из отдельных работ – фрагментов. Тогда изображение, как действие, выполняется индивидуально, а создание единого сюжета на одном пространстве даёт основу для обсуждения это новой целостности, для рассуждения, для общения.

Изобразительные навыки детей могут использоваться в коллективных занятиях типа «Запомни и нарисуй» (картинки на стенде, персонажи в инсценировке, набор предметов и т. д.) В этом случае рисование может использоваться как приём по совместному сюжетосложению, рассказыванию по схеме, по серии схематических изображений.

Основу для общения со сверстниками создают условия: нарисовать вместе на одном листе; нарисовать так, чтобы изображение не повторялось.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2001 год